Бедичев Анатолій Гнатович

БЕДИЧЕВ АНАТОЛІЙ ГНАТОВИЧ - Автор оригінальних балетів, танців в мюзиклах, оперетах та музичних виставах, людина, яка відкрила місту мистецтво балету, залучив дніпродзержинців до багатства мови сучасної класики, впровадив ідею синтезу драматичного і пластичного мистецтв. Художник, поет
Народився 16 грудня 1948 р. в с. П’янково Пермської області. В 1968 р. закінчив Пермське хореографічне училище, потім (1976 р) ГІТІС, факультет «режисура балету». Працював в музичних театрах Йошкар-Оли, Харькова, Волгограда, Чернігова,Бресту Новосибірська,Запоріжжя, Миколаїва,Томска, Дніпродзержинська…(понад 10 років був головним балетмейстером театру).В Дніпродзержинську Бєдичев А. заявив про себе в музичній виставі «Темп-1929» М.Захарова і Г.Гладкова(за творами М. Погодіна), трагедії «Не кидай вогню, Прометей!» М.Каріма , де був співпостановником у їх пластичному рішенні. Дніпродзержинці із захватом прийняли перші хореографічні вистави «Ліцедеї» (сім новел на музику Й.С.Баха, .К.Пендерецького, Д.Тухманова) ; «Танцюємо Вівальді, або «Весняне чаклунство» на музику концерту «Пори року»; «Грані» до якої увійшли одноактні балети «Роздуми», «Марсія» та власна хореографічна версія «Петрушки»І Стравінського
Дніпродзержинці пам’ятають вистави: «Соловей» (Андерсена Г.), «Кішка,яка гуляла сама по собі»(Р.Кіплінга), «Попелюшка»Є.Шварца(композітор В.Березін); пластичну версію драми М.Метерлінка «Сліпі, декілька сучасних камерних балетів : «Контрапункти», три балети- пантоміми «Фатум», «Хореографічне приношення», виставу «Два венка сонетов » по циклах М.Волошина. Мешкає в Дніпродзержинську

Андрей Маслов

На написание этого материала меня подтолкнули два никак не связанных между собой события. Год назад, когда во время Великого поста я писал статьи про человеческие пороки и добродетели, ко мне на улице подошел севастопольский священник и... поблагодарил! Он сказал, что, несмотря на некоторую противоречивость, в моих материалах содержатся крупицы той самой веры, которую он проповедует в своем храме. И такие статьи нужны всем: и воцерквленным, и атеистам. Не скажу, что я был расстроган похвалой представителя Православной Церкви, но... воодушевлен на грядущие опусы, способные поддержать и укрепить дух каждого из нас в этот период добровольного нравственного очищения. И вот –– Великий пост в самом разгаре...

Вторым пусковым моментом для описания "Страха" послужило записанное много лет назад интервью с моим духовным учителем, эзотериком, балетмейстером, художником и философом Анатолием Бедычевым. Этот удивительный человек одинаково уверенно цитировал Блаватскую, Тору, Каббалу, Ницше, Кастанеду и Священное Писание, всегда добавляя что – то свое, выделяя курсивом то, на что я в свое время не обратил внимания! И вот в одной "Точке сборки" соединились сразу несколько компонентов: православный священник, эзотерик, Великий пост и агностическая, трансцендентная рубрика "Профили"! Каждый в ней найдет по вере своей.
Анатолий Бедычев... Окончил хореографическое училище, танцевал в труппах различных балетов, затем, после окончания тогдашнего ГИТИСа, стал профессиональным балетмейстером. Служил в разных театрах Советского Союза, а в свободное время писал стихи и картины маслом, изучал всевозможные религии—от ислама до буддизма—и конструировал собственную теорию устройства мира и окружающей реальности.
Тогда, в 90 – е, мне его мировоззрение казалось интересным сумасшествием, но совсем недавно я нашел "нерасшифрованную" магнитную пленку в своем допотопном диктофоне и... прозрел! Очень многие непонятные до сих пор вещи вдруг показались предельно ясными и очевидными, а сама реальность, окружающая меня, легко укладывалась в рамки сконструированной Бедычевым схемы под условным названием "Страх". Воспроизвожу без купюр фонограмму нашего разговора спустя двадцать лет (почти что день в день!), записанную в полнолунную ночь на берегу Херсонеса.
—Самая большая беда современного человека—страх перед жизнью! Каждый из нас непременно чего – нибудь, да боится. Одни боятся заболеть, другие—потерять работу или жену (мужа), третьи—попасть за решетку, четвертые трясутся за будущее своих детей... Примеров можно привести великое множество, но все мы отравляем жизнь не только себе, но и близким нам людям именно своим страхом перед неизведанным, перед будущим.
Этот страх превращает нашу жизнь, и без того полную испытаний и лишений, в добровольную каторгу! Страх отравляет нам каждое утро, каждый день и каждую ночь, но мы даже не пытаемся от него избавиться. Нам привычнее бояться чего – либо, потому что это свойственно всем людям. А выделиться из толпы, стать "гадким утенком" еще страшнее, чем быть в стае "тварей дрожащих"!
Самый парадоксальный страх—быть не как все, выделяться из толпы, идти не в ногу, родиться левшой, бояться сказать, что "король голый", стать диссидентом, быть в оппозиции, произнести сакраментальное "и все – таки она вертится"... Жизнь, как постоянный испуг, стресс, леденящий ужас—именно так проживали свою жизнь наши предки.
—Да, но при этом внешне они были вполне счастливы и благополучны! Может быть, они не были абсолютно свободны, но и в их жизни были счастливые моменты!
—Ты хорошо подумал, прежде чем сказать: "...в их жизни тоже были счастливые моменты"?! Да, они были счастливы, насколько возможно быть счастливым узнику тюрьмы или солдату в армии. Там не надо заботиться о хлебе насущном и о принятии собственного решения—тебе регулярно 5 – го и 20 – го числа каждого месяца кидают в "кормушку" чечевичную похлебку, и ты не несешь никакой ответственности за принятие самостоятельного решения—для этого есть надзиратели и генералы!
Самый нелепый страх современного человека—это страх стать свободным. Вот почему мало кто из нас стремится им стать, хотя попробовать может любой, но... При этом он должен забыть о "кормушке", "тринадцатой зарплате", "премиальных", гарантированном рабочем дне, ежегодном отпуске, очереди на квартиру, машину, дачу, льготах по выслуге, трудовом стаже и пенсии. Покажи мне того человека, кто готов уже сегодня стать абсолютно свободным от общества! Их—единицы!
Всем остальным уготована роль добровольных рабов. Добровольных, заметь! Никто же не мешает прийти завтра в отдел кадров и написать заявление об увольнении по собственному желанию. Ведь уволят же, и что ты будешь делать? Мы боимся ответственности за свою собственную жизнь и судьбу, но чаще всего прикрываемся страхом за будущее своих детей и близких!
А вот Сахаров и Боннер не боялись. И Вишневская с Ростроповичем... И Ахматова с Пастернаком... И Солженицын... И декабристы... А вот гений наш, Александр Сергеевич, подумал, подумал и... испугался! За себя, жену, детей, карьеру... Потом, правда, пытался замолить свой страх стихами наподобие "...во глубине сибирских руд", но... слишком поздно. Принимать решение надо было в декабре на Сенатской площади... Уверен, что им же инициированная дуэль с Дантесом была лишь запоздалой дуэлью со своей собственной трусостью! Он хотел покончить с собой, но по возможности чужими руками! Еще один вариант страха: самоубийц на Руси не особенно привечают.
—Но ведь страх, ко всему прочему, еще и сдерживает людей от... неблагоash;пх поступков, преступлений, в конце концов!
—Конечно! Психология рабов: не делать того, за что непременно получишь наказание. А это, в свою очередь, воспитывает подлость—сделать нечто мерзкое тайком, из – за спины, анонимно! Удел пророков и императоров—делать добро, не требуя за это благодарности. И наоборот, удел рабов—сподличать, чтобы за это ничего не было. Страшно!
Мы боимся Страшного Суда, Уголовного кодекса, общественного порицания, и только это сдерживает нас от совершения преступлений лишь потому, что мы—рабы. А удел свободного человека—не совершать ничего такого, чего бы не хотел в отношении себя! Опять же—евангельская заповедь. Так почему же всех нас сдерживает только страх?! Страх лжесashетельствовать, прелюбодействовать, красть, убивать?..
Представь на секунду, если бы ни над кем из нас не довлел карающий меч: не важно, земной или небесный! Каким бы стал окружающий нас мир в условиях всеобщей безнаказанности, когда никого уже не останавливает страх перед карой? Именно "карой", а не "раскаянием"! И много ли из нас захотели бы раскаяться за совершенное, не будь этого парализующего страха?
—А мне когда – то профессор по физиологии говорил, что страх является защитником жизни: и людей, и животных! Он мобилизует все силы организма перед лицом смертельной опасности и помогает спастись, выжить...
—В дикой природе—да, но ведь мы говорим о жизни современного человека в социуме. И вот тут страх не мобилизует, а парализует волю, сознание, совесть, душу, в конце концов. Как только мы начинаем чего – то сильно бояться—оно с нами тут же и происходит. Парадокс, но сам страх притягивает то, что его вызывает. Например, ты боишься, что тебя ограбят. Ставишь металлические двери, вешаешь несколько замков, решетки на окна, но это не избавляет тебя от страха, напротив, он усиливается!
Тогда ты подключаешь охранную сигнализацию и камеры вshеонаблюдения, но... каждую минуту боишься, что и этого недостаточно. Жизнь превращается в кошмар, и каждое ее мгновение пропитано мыслями: а все ли я сделал, чтобы воры не проникли в мой дом? Но если ты боишься, тебя все равно рано или поздно ограбят, причем те, от кого ты даже и не думал защищаться: домочадцы, родные, прислуга, партнеры по бизнесу, государство, в конце концов, в вshе очередного дефолта или кризиса!
Ты боишься измены супруги? Нанимаешь частного детектива, сам копаешься в ее телефонной книге и в карманах, но даже если у тебя нет прямых доказательств неверности, твоя патологическая ревность (а это одно из самых распространенных вshов страха) однажды подтолкнет ее к измене! А до этого момента ваша жизнь превращается в ночной кошмар! Помнишь Гоголя: он боялся быть похороненным заживо, этот страх отравил последние годы его жизни, но, скорее всего, произошло именно то, чего он панически боялся!
—Я согласен, что ежедневный страх, ожидание чего – то ужасного и трагического не способствуют здоровому сну и пищеварению, но ведь страхом нельзя управлять разумом, это что – то подсознательное!
—Разумеется! Поэтому управлять им можно, лишь отчетливо поняв, чего именно мы боимся и почему. К примеру, все боятся старости, одиночества, болезней и смерти... Вот и "проигрывай" в голове различные варианты этих явлений применительно к себе ежедневно. Играй в игру под названием "мое одиночество", "моя старость", "мои болезни"... Попробуй найти мягкие варианты этих негативных, на наш взгляд, процессов.
Предположим, у тебя нога в гипсе и ты боишься, что навсегда. Вспомни Рузвельта, который был прикован болезнью к инвалидному креслу, но прожил яркую и насыщенную жизнь... У вас обнаружили туберкулез? А сколько известных талантливых людей умерли в расцвете сил от скоротечной чахотки до эпохи антибиотиков?! Ну и так далее.
А что касается самого страшного и распространенного страха—смерти?.. Это, скорее, страх перед неизвестностью. Как в анекдоте про двух младенцев в утробе матери: "Ты как думаешь, есть ли жизнь после родов?"—"Не знаю, но живым оттуда еще никто не возвращался!" Ведь все равно с каждым из нас случится именно то, что и с миллиардами наших предков, так зачем отравлять себе жизнь страхом перед неизбежным? Надо жить и радоваться каждой прожитой минуте, а не превращать ее в паническое ожидание катастрофы! Это как сон заключенного, приговоренного к смертной казни. А если учесть, что все мы вместе и каждый в отдельности и есть тот самый заключенный?! Все – таки жизнь человеку дается не для страданий, но мы добровольно делаем ее невыносимой именно своим страхом перед ней!
Напомню, что этот разговор состоялся ровно двадцать лет назад. Разве что – нибудь изменилось в мире за это время? Мы по – прежнему боимся всего нового и неизведанного. Мы боимся возвращения прошлого и наступления будущего! Мы жаждем перемен, но боимся менять существующий уклад. Мы боимся лишиться работы, потерять крышу над головой или своего супруга, мы боимся предательства друзей и коварства конкурентов.
Скажите мне: чего мы не боимся? Или покажите того, кто ничего не боится! Лично я не встречал... Может, потому, что таковых нет? Не думаю, что все мы разом избавимся от своих фобий, но попробовать стоит. Да и момент подходящий—Великий пост. Кстати, Спаситель тоже проповедовал избавляться от страхов и не бояться жизни! Именно он ходил по воде, не боясь, что не получится, в то время как апостолы с ужасом наблюдали за ним с берега. И ни один из них даже не попробовал!.. Потому что?..
К сему Андрей МАСЛОВ.


21. 3. 2012 інтернет-версія газети "Слава Севастополя" slava.sebastopol.ua