Кирпичный стиль Днепродзержинска в исполнении Фердинанда фон Гагена
Мы привыкли к своему городу и не замечаем его лица - морщинок старых переулков и улиц, вдоль которых стоят обветшалые дома, все еще с достоинством хранящие архитектурный стиль давно ушедшей эпохи. Приглашаю в старое Каменское, когда оно оно превращалось из села в город Днепродзержинск.Найденные новые сведения вызывают у любого исследователя восторг и сомнения, поиск подтверждений и споров с самим собой. Скупые строчки в биографии архитектора Фердинанда Августовича фон Гагена о том, что он принимал участие в строительстве завода в с. Каменское (будущий Днепродзержинск) были толчком для версий, которым искала подтверждение.Итак, вначале о самом архитекторе. Родился 5 декабря 1849 года в г. Кегель в Эстляндии. Потомок старинного немецкого рода. Закончив в Ревеле классическую гимназию, в 1865 году поступил в строительное училище в Санкт-Петербурге. Окончил его в 1879 году со званием архитекторского помощника. Тогда же был причислен к Министерству внутренних дел и откомандирован в управление Ростово-Владимирской железной дороги заведующим технической конторой службы пути. После 1882 год служил по военному ведомству старшим инженером Областного управления Войска Донского. Получил первую премию на конкурсе проектов Донского войскового музея в 1884 году. В 1886 году назначен городским архитектором Екатеринослава, коим был до 1893 года. В губернском городе по его проектам строятся здания, которые называют и сейчас украшением Днепропетровска, проводятся реконструкции, он успевает выполнять частные заказы и ведет надзор за проектированием гражданских построек для населенных пунктов губернии. И к тому же принимает участие в строительстве завода Южно-Русского Днепровского металлургического общества. Самый пик творческой карьеры архитектора! Остается только найти здания, построенные им в нашем городе.Перечитав множество публикаций по архитектуре того периода, в некоторых из них нашла, что фон Гаген был последователем кирпичного стиля. Что это? В «Словаре терминов архитектуры» Э.С.Юсупова находим, что этот простой и практичный способ отделки фасадов в последней трети XIX века приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке. При возведении зданий поверхность стали оставлять обнаженной. Массовое и дешевое строительство больниц, школ, жилых домов, промышленных сооружений, казарм способствовало его утверждению. Выразительность построек при этом достигалась использование рельефной кладки, узор которой выделялся пластикой и цветом. Вот оно! Сразу вспомнились постройки Верхней и Нижней колоний. Находим сохранившиеся здания по проектам фон Гагена и поражаемся сходству почерка.Возьмем для сравнения старые фото магазина Общества потребителей, заводского училища, водонапорной башни и заводской больницы. Построены они в период 1891-1892 гг. Общий стиль, общий авторский почерк, не так ли? Летом 1888 года, освещая визит петербургского профессора И. Тиме, «Екатеринославские губернские ведомости» отмечали, что почти закончены здания для служащих и начато строительство рабочего квартала. А исследователь Владимир Ясиевич в своей работе «Архитектура Украины на рубеже XIX – XX веков» отмечал, что процесс возникновения и застройки фабричных и шахтных поселков проходил, в основном, стихийно, по мере появления новых предприятий. «Лишь в редких случаях одновременно со строительством новых заводов проектировались поселки. Каменское является как раз тем редким примером создания промышленного города по генеральному плану». А что, если архитектором Верхней и Нижней колоний был Фердинанд фон Гаген? Если это он задал тон заводскому поселку – практичный и экономный кирпичный стиль, позволивший построить необходимое количество зданий в кратчайшие сроки? Ведь тогда не было проектных институтов, и заказ поручали одному архитектору.Есть еще одно здание, которое очень напоминает почерк фон Гагена – заводской клуб (нынешний музей истории ДМКД). Но дата его открытия – 1899 год, когда архитектор уже отбыл в Петербург, где и теряются его следы. В Запорожской области в с. Беленькое сохранилась усадьба Миклашевских, построенная по проекту того же фон Гагена. Та же башенка над крыльцом, тот же стиль навеса над ним, та же винтовая металлическая лестница… А на одном из зданий дата – 1906 год!ак, может быть, в этом разгадка? Ведь проект клуба мог быть сделан раньше, вместе с проектами других зданий, но осуществлен позже. И тогда все пазлы складываются в единую картинку! И еще припомнилось, что долгое время бытовало мнение, что клуб был построен иностранным архитектором. Может, это фон Гаген с его немецкой фамилией?Возможно, когда-нибудь в Госархиве Петербурга, в фонде Южно-Русского Днепровского металлургического общества кто-то из исследователей, кому посчастливится там работать, найдет документальное подтверждение этой версии, которая пока имеет только косвенные доказательства.Людмила Глок, специально для газеты «Событие»