История застройки улицы Сыровца: Дело Ольги Брусовой
В подшивке номеров городской газеты «Дзержинец» за 1951 год под одним из снимков подпись: "Архитектор О.А.Брусова на строительстве нового дома". И ни слова о том, что проект дома с нынешним адресом - улица Сыровца, 14 - стал победителем Всесоюзного конкурса.
Всего несколько лет проработала в Днепродзержинске Ольга Алексеевна, но успела сделать столько, что мало кому удавалось. И только благодаря архиву, бережно сохраненному ее дочерью, мы теперь можем узнать авторство домов, сформировавших облик города в послевоенный период.
Дочь знаменитого Сокола
Родилась Ольга в 1916 году в Камянском в семье художника и архитектора Алексея Яковлевича Сокола, приглашенного дирекцией Днепровского металлургического завода реконструировать и расписывать Свято-Николаевскую церковь, в которой венчался с юной Натальей Акатовой, а затем крестил дочь Ольгу. Наталья, моложе мужа на 30 лет, встретила в Харькове одного из создателей Красной гвардии, будущего комбрига и героя Иосифа Сак-Саковского и ушла за ним на фронт, оставив крошечную дочь на мужа. Сохранился написанный им портрет безмятежно спящей Оленьки. А еще детские рисунки с оценками, выставленными отцом. Так что талант и трудолюбие в ней развивали с тех пор, когда она впервые взяла карандаш. Сокол строил цеха завода, здания, памятник, оставляя дочь в окружении книг по искусству и большой коллекции картин, подаренных ему друзьями по Академии художеств.
В 1928 году, получив назначение в Харьков, Сак-Саковские забирают Ольгу. И хотя Иосиф Иосифович удочеряет ее, при каждом удобном случае приезжает к Алексею Яковлевичу в Камянское. В 1933 году после окончании школы поступила на рабфак Харьковского инженерно-строительного института, а в 1935-м - на архитектурный факультет. Харьковская школа архитектуры славилась давно. Преподавали и учили студентов на примерах классицизма. Во вновь созданном институте готовили архитекторов по разным профилям, разделяя специализацию на промышленную и жилых зданий. Но в средине 30-х началась реформа высшего образования. Вместо старой профессуры деканами и завкафедрами ставали вчерашние студенты. Стали готовить архитекторов «широкого профиля». И даже в историческом очерке о ХИСИ это время оставило о себе след только перечнем побед в конкурсах художественной самодеятельности (будущий украинский бас Борис Гмыря был однокурсником Ольги Сокол), в спортивных состязаниях, переходом через высокогорный перевал и тому подобным. Но зато появились производственные практики. Студенты ездили на стройки, развернувшиеся по всей стране, приобретая производственный опыт. А Ольгу тянуло к классицизму, на примерах которого отец развивал ее художественный вкус И на одном из фото того времени, сделанном в Полтаве, она рядом с Сампсоньевской церковью, которую реконструировал и расписывал А.Я.Сокол к 200-летию Полтавской битвы.
Летом 1938 года, когда герой гражданской, кавалер двух орденов Боевого Красного Знамени, директор гремевшего на всю страну совхоза «Боровской» И.И. Сак-Саковский вышел с младшими детьми за черешнями, он был арестован на ул. Сумской, неподалеку от дома. И когда младшие сын и дочь вернулись домой, в квартире уже шел обыск. Один из НКВДистов вывел Ольгу за дверь, сунул ей в руки портфель с облигациями, подтолкнул – уходи. Так на первое время у семьи оказались средства для существования.
От людей зависит оставаться людьми, не предавать. От семьи попавшего под жернова репрессий отвернулись многие, но не все. Не побоялись поддержать Наталью Лаврентьевну с детьми старые боевые друзья мужа. Однокурсник Ольги Сергей Брусов защищал ее на собраниях. И приемная дочь врага народа с отличием защитила дипломный проект. Напористый материнский характер сказался. Когда семью выселили из квартиры, Наталья Лаврентьевна не побоялась подать в суд на действия НКВД и спустя год добилась своего. А Ольга с маленьким сынишкой скиталась по знакомым, готовясь к защите. Алексей Яковлевич Сокол завещал дочери и внуку часть своего дома, построенного еще в то время, когда Ольга жила у него.
Брусовы после окончания института в 1940 году приехали в Днепродзержинск, где были приняты на завод им. Дзержинского. В августе 1941 года вместе с заводом были эвакуированы в Магнитогорск. Ольга проектировала и строила цеха будущего металлургического гиганта, а Сергей – доменные печи. Возвращались в родной город уже осенью 1945 года. По дороге - разрушенные города. Владимир Сергеевич, сын Ольги Алексеевны, которому было 6 лет, до сих пор помнит запах яблок, смешанный с трупным смрадом в Сталинграде. Помнит, как дожидаясь поезда на Днепропетровск, пробирался с матерью среди руин Харькова. После всего увиденного Днепродзержинск, почти не пострадавший вовремя войны, казался островком благополучия.
Главным архитектором города был назначен по мобилизации из Чебоксар И.В Ведянин. Здоровье 60-летнего Ивана Васильевича было подорвано. Он давно уже подавал рапорт о демобилизации. И появление двух молодых дипломированных архитекторов с опытом было как нельзя кстати. Несмотря на беспартийность Сергея Георгиевича, его назначают главным архитектором. Брусов собирает специалистов для архитектурной мастерской, на основе которой в дальнейшем возникнет проектный институт «Днепродзержинскгражданпроект». Ведущим специалистом в нем стала Ольга Алексеевна.
Формирование образа Днепродзержинска
В 1946 году принимается постановление о строительстве в Днепродзержинске нового предприятия. Появляются новые цеха на уже существующих заводах. Прибывают строители и рабочие. Где селить их? Директора решают проблему строительством барачных поселков поближе к заводам. Номерной завод планирует воспользоваться проектами типовых зданий. Главный архитектор города Сергей Брусов не соглашается с самовольством производственного генералитета, понимая, во что со временем может вылиться бесплановая застройка Днепродзержинска. Еще довоенный генплан города уже не может удовлетворять возникшие потребности. Срочно нужен новый. И Брусовы берутся за его создание.
Вдохновителем проекта стала Ольга Алексеевна. Кривые еще сельские улочки на ватмане превращались в проспекты, украшенные многоэтажными домами. Появлялись уютные кварталы коттеджных застроек. При этом она успевает создавать проекты реконструкций ДК металлургов, кинотеатра «Слава», монумента «Прометей», восстановленного в 1944 году, обустройства городского парка с летним кинотеатром, нового клуба на Писках, будущей центральной площади вместо ветхих домиков на улице Сыровца. Поселок металлургов за ДК им Горького тоже спроектирован ею. Она же создала и типовые проекты коттеджей для него.
В 1949 году она создает проект центральной площади, которому так и не суждено было осуществиться. Обрамлять ее должны были два многоквартирных дома. Между ними – административное здание со шпилем. Здание городского совета стоит как раз на спланированном Брусовой месте. А дом № 14 по улице Сыровца, проект которого стал победителем во Всесоюзном конкурсе, - только часть задуманного ею ансамбля.
Дом № 14 по улице Сыровца. Сейчас в нем находятся городская библиотека и приемная исполкома
От улицы Мира до проспекта Аношкина по обе стороны проспекта Ленина стоят дома, построенные по проектам Ольги Брусовой. Присмотритесь к рисункам украшающей их лепнины. Они уникальны своим украинским колоритом – цветочные орнаменты, переплетение фруктовых гирлянд... Только в ее домах в нашем городе можно увидеть классические арки. Каждое здание имеет свое лицо, но все вместе они гармонично сочетаются в единый архитектурный ансамбль.
Дома, построенные по проектам Ольги Брусовой, уникальны
Ольге Алексеевне нравилось создавать праздник, хорошее настроение. Наверное, поэтому ее здания такие же торжественные и нарядные. Даже здание «дома молодежи» на ул. Медицинской (ныне в нем расположена ГНИ ) не похоже на общежитие для молодых рабочих. Рядом с ним - брусовский жилой дом. На ул. Москворецкой также легко угадывается почерк Ольги Алексеевны.
Излишества в архитектуре
В 1952 году Сергея Георгиевича пригласили главным архитектором в Гипромез, где он и проработал до выхода на пенсию. В этом же году вышло известное постановление «об излишествах в архитектуре». Страна брала курс на типовое проектирование и удешевление строительства жилья. Ольге Алексеевне было 36 лет. Она только набирала высоту для творческого взлета. Но отныне таким городам, как Днепродзержинск, не полагалось строить красивые здания по индивидуальным проектам. Муж предоставил ей возможность принятия решения. Она выбрала роль домохозяйки, полностью посвятив себя семье, воспитанию сына Владимира и дочери Людмилы. Оба выбрали себе другие профессии. Владимир Сергеевич стал профессором Московского авиационного института, доктором технических наук. Людмила Сергеевна, окончив Московскую консерваторию, возглавила кафедру скрипки в Днепропетровском музыкальном училище, воспитала не один десяток лауреатов конкурсов, знаменитых исполнителей.
Умерла Ольга Алексеевна в 1998 году. Похоронена в Днепропетровске.
Людмила Глок